DMC Alex

Правила работы MC (ведущего дискотеки)


«Ты можешь не знать, с чего начнешь, но определись, чем закончишь»
Borneo («Радио Трек»)

Людей, желающих стать диджеем, с каждым днем все больше и больше. В то же время, желающих стать ведущим дискотеки, или попросту MC – маловато. Зато спрос на хорошего MC всегда есть, и он растет с каждым днем. Возможно, проблема для многих в сложности излагать в тему свои мысли в большом количестве к тому же еще и на публике? Как же нужно говорить, чтобы тебя взяли резидентом в клуб или пригласили провести вечеринку, а потом снова обратились с предложением? Рассмотрим в статье ниже.

Итак, давайте для начала разберемся, кому нужен ведущий дискотеки, и кто к нему вообще будет предъявлять определенные требования и пожелания:

  • владелец клуба и арт-директор;
  •  диджей;
  • персонал;
  •  публика в зале.

С это точки зрения буду рассматривать требования к MC.

1. Владелец клуба, интересы которого часто представляет арт-директор, заинтересован взять на работу MC, принимая во внимание такие характеристики, как:

  • Поставленный голос: однажды на вечеринку я пригласил известного MC, попробовать так сказать. Голос был у него писклявый, «резал» ухо, хотя вел вечер хорошо. Но в итоге больше я его не приглашал. Согласитесь, что ведущего с приятным голосом хочется слушать и слушать, и наоборот. Артикуляция и мимика тоже важны.
  • Хороший словарный запас: ограниченность человека в словах быстро приедается. Такой MC резидентом точно не сможет работать, разве что будет развиваться и читать книги. Хотя иногда его могут приглашать на вечеринки, когда лучшего не будет или для разнообразия.
  • «Подвешенный язык»: ведущий, который может за минуту сказать лишь «три слова», едва ли станет популярным.
  • Чувство юмора: огромнейший плюс при проведении конкурсов, заполнении «ям» и пауз. Да и в коллектив хорошо впишется.
  • Совершеннолетие: интересный момент, но однажды я не взял на работу MC из-за его возраста: у нашего клуба могли бы быть проблемы.
  • Умение проводить конкурсы и развитая фантазия: этот пункт мало добавляет к гонорару, зато существенно увеличивает шансы на получение даты или постоянной работы в ночном клубе.
  • Вкус в одежде: я дважды готов пригласить человека поработать лишь за то, что он будет ко всему прочему еще и оригинально и стильно одет. Особенно это касается тематических вечеринок. Большой и разнообразный гардероб только в «плюс».
  • Беспристрастие к алкоголю: пьяного MC никто приглашать или держать на работе не будет. Речь здесь не идет про «сухой закон» (хотя в нашем коллективе я был «против» выпившего ведущего и просто забирал микрофон), но знать меру надо обязательно.
  • Умение работать на разных языках: в некоторых клубах есть строгое ограничение по языку (например, только украинский или русский и т.д.). Умеете работать не только на русском, тогда у вас будет больше шансов на даты в разных клубах.

2. Эх, сколько раз ссорился диджей и MC! Наверное, столько же, сколько фотограф и видеооператор. Мне приходилось видеть, как известные диджеи отключали микрофон неугодным ведущим, и как саркастические MC заставляли краснеть диджеев жесткими шутками. Идеально, конечно, когда DJ и MC работают в паре уже не первый раз и знают пожелания друг друга. (Вообще идеал – это DMC: два в одном, но это отдельная тема). Но все же, как ведущему угодить диджею и сработаться в будущем? По своему личному опыту выделю такие моменты:

  • Придерживаюсь мнения, что люди в большинстве случаев «идут на диджея», а не на MC. Поэтому не стоит ведущему лезть «поперед батька в пекло». Работайте на зал и на диджея, а не на себя любимого.
  • Не говорите на сводке. Это вдвойне неприятно, если микрофон прослушивается на пульте на канале master (в некоторых моделях пультов микрофон не слышно). Вывод: видите или слышите, что диджей сводит – помолчите. НО: если вы слышите, что у диджея «перебитовка» на сводке и он не может выровняться – спасите его: скажите что-нибудь в микрофон. Поверьте, диджей вас будет вас уважать и ценить.
  • Не говорите на проигрыше, особенно на известном. К примеру, вспомните любую «яму» или соло, скажем, Ван Бюрена. Это ведь соло, которое многие в зале хотят услышать, пропеть. А тут голос по микрофону (который, кстати, плохо слышно из-за средних частот соло), типа, идите на бар, там наливают коньяк. Вывод: не портите соло. Если можете красиво подпеть – подпевайте. Это классно звучит.
  • Не поздравляйте кого-то больше 15 секунд. Это ведь не программа «Поздравления» на радиоволне. Несколько человек получают моральное удовольствие от услышанного, а остальным сотням просто пофиг. Длинное поздравление раздражает не только диджея, но и зал. Исключение: щедрый клиент и диджей в доле. Вывод: короткие и четко произнесенные поздравления.
  • Не регулируйте микрофонные частоты на диджейском пульте каждые 5 минут. Диджей в рабочем процессе, лишние руки над пультом отвлекают и раздражают. Вывод: настройте микрофон перед дискотекой и подстройте тогда, когда соберется много людей.

3. Вы знаете, что MC весьма редко адресует свои слова персоналу (барменам, официантам, охране). А зря, и вот почему:

  • Бармены: скажите пару слов про классные коктейли, про очумело веселых барменов, и будет вам отдача в виде свиста, гудков, аплодисментов в худшем случае и подарочного кофе, сока, коктейля, коньяка – в лучшем. Приглашайте людей на бар, пусть заведение зарабатывает. Если дирекция заметит, что вы работаете еще и на бар, а не только на зал, ваша ценность в их глазах возрастет. Проверено и не раз.
  • Официанты: выгоды от слов про официантов MC не получит, разве что улыбки, вежливость и уважение. Но работая резидентом очень важно поддерживать дружеские отношения со всеми. Девчонкам-официантам приятно услышать про себя что-то хорошее.
  • Охрана: тут и объяснять нечего, ведь они вас охраняют от возможных физических неприятностей.
  • Дирекция: далеко не все директора любят, когда про них что-то там говорят: стесняются, гордые, понтовые, «на шифрах» или еще что-то. Поэтому лучше промолчать, чем сказать лишнее.

4. Ну и самое главное – аудитория в зале, из денег которой вам платят гонорар. Здесь я бы хотел выделить несколько пунктов, которые раньше советовали мне, а теперь советую я:

  • Обязательно огласите в начале, пару раз в середине и в конце вечера название ночного клуба и ники диджеев – люди не должны гадать, где они и кто играет. Это аксиома.
  • Про что говорить: говорите про то, какие люди в зале классные, веселые, красивые (публике хочется слышать комплименты в свой адрес). Можно сказать пару слов о погоде, об играющем треке (название, исполнитель, история создания …), опишите игру или внешний вид диджея (если это приглашенный диджей – обязательно похвалите его перед публикой: люди должны знать, что не зря заплатили и что гость – это звезда (в конце вечера сами решат, правда или нет)). О персонале что-то скажите. Очень красиво и приятно вписываются в дискотечную волну короткие шутки, стишки, песенки. Можно про конкретных людей на танцполе что-либо хорошее сказать, например, сделать комплимент красавицам или «диско-дансерам».
  • Не стоит говорить: о своих проблемах (они никого не интересуют), о политике и религии (это запретные темы). Матерные слова в 99% случаев не приветствуются (но 1% в нужный момент может взорвать танцпол). Тема секса также не всеми посетителями может восприниматься, тут следует чувствовать публику и визуально определять, кто в зале и какого уровня. Пошлости допустимы, но их количество стоит регулировать в зависимости от ночного клуба и от того, кто в зале.
  • Поддерживайте энергетику на танцполе, заставляйте людей кричать, улыбаться, выражать эмоции, петь, поднимать руки, прыгать и т.д.
  • Танцуйте рядом с диджеем, рядом с подтанцовкой, у бара, на танцполе… в общем, везде. MC на виду у всех, он заражает своей энергетикой.
  • Краткость фраз и их логичная законченность. Проверено и доказано на практике, что слова ведущего дольше 30 секунд практически никто не слушает (исключение – это слова в полной тишине без музыки, что-то важное и т.д.). Не стоит «расплываться мыслью по древу». Говорите короткими законченными фразами. Если запнетесь, то мысль в зале все равно прозвучит законченной.
  • Старайтесь «вписать» свои слова в яму или в проигрыш. Заканчивайте до продолжения трека или начала «квадрата».
  • Качественно настройте микрофон: вас должно быть четко слышно, но без перегруза и перекрикивания музыки. Замечу, что грамотный диджей-напарник всегда приглушит «середину» или общий звук, «выпуская» MC в зал.
  • Постоянно развивайте словарный запас и чувство юмора. Читайте книги, общайтесь с людьми. Я, например, перед вечеринками смотрю юмористические передачи по ТВ или читаю анекдоты в сети. Это заряжает позитивом, а также снабжает свежими шутками.

5. Отдельно напишу практические советы:

  • Носите с собой новые батарейки разных видов. По закону подлости в клубе, где вам сегодня работать, батареек не будет.
  • Из соображений опрятности и чистоты, используйте насадки из поролона. Мало ли, кто вчера плевал или облизывал этот микрофон. Замечу, что надо отдельно подстроить микрофон с насадкой.
  • Идеальный вариант – свой личный радиомикрофон.
  • Берегите горло: сегодня вы слишком громко покричали в ночном клубе, а завтра в другом заведение за осипший голос вам могут недоплатить.

А теперь реальность: идеальный MC, описанный выше и владеющий всеми характеристиками, в природе не встречается. Но к идеалу надо стремиться!

p.s. Уважаемые MC, давайте без истерики в комментариях и в телефонных звонках: только конструктивная критика статьи )))

Посмотреть видео конкурсов в ночных клубах можно по этой ссылке — приятного просмотра и побольше новых идей.

Отмечено , , , , .